Проблемы с госзакупками: мнение бизнеса

24 апреля 2023
Бизнес
поделиться

Основная проблема заключается в том, что главным критерием для отбора поставщиков в конкурсах является цена. Вот и покупает госзаказчик «маленькую шкурку, из которой кроит 7 шапок», которые никому не нужны. Время и деньги потрачены, результат для бизнеса около нуля, для государства – потери, из призрачных плюсов - процент по безработице низкий.

Второе, на что хочу обратить внимание, это нелогично построенный процесс.

Те, кто публикует конкурсы, часто даже не знают, какой товар или услуга им действительно нужны. Один сотрудник заявляет о потребности; другой – описывает эту потребность, как он ее понимает, и публикует конкурс; третий – заключает договор; четвертый сотрудник следит за реализацией. А те, кто реально являются пользователями продукта или сервиса, получают на выходе совсем не то, что им нужно, и не используют по назначению, а потом еще встает вопрос об утилизации закупленных товаров и техники.

Приведу примеры из нашего опыта в сфере печати и обслуживании ИТ-инфраструктуры, чтобы раскрыть оба пункта.

1)      Госзаказчик организует конкурс на закупку печатающих устройств, где главный критерий стоимость аппарата. В ТЗ он прописывает характеристики на недорогой вариант HP LaserJet Pro MFP M428fdw. Никто не закладывает при этом, а сколько будет цена копии при использовании аппарата, так как о картриджах и обслуживании в ТЗ нет ни слова.

Но в результате картридж к HP LaserJet Pro MFP M428fdw стоит как пол принтера, а за полный срок службы печатающего устройства может быть использовано до 100 картриджей. И этот картридж с дорогим чипом, аналоги тоже стоят дорого, значит цена копии вместо 1 рубля для такого класса аппарата получается на уровне 3 рублей. Вот он дешевый аппарат при закупке, но очень дорогой в использовании.

2)      Другой пример – конкурс на покупку цветного аппарата. Только публикующий сотрудник не учитывает, что цветных копий на этом устройстве будет 100 штук в месяц, а черно-белых 10 000 штук. И стоимость черно-белой копии на цветном устройстве будет стоить в 5 раз дороже, чем эта же копия на монохромном устройстве. Логичнее и экономичнее купить два печатающих устройства, но об этом никто не знает. Об экономии опять речь не идет.

И таких примеров на нашей практике сотни: мучаются заказчики, выкручиваются исполнители. И тратится безумное количество денег и времени на подготовку и проведение этих копеечных конкурсов.

На мой взгляд, эта задача решается путем правил бюджетирования, которые могут строиться на статистике и ответственности.

Или вот еще знакомый всем сюжет – снижение в конкурсах на 95%. Как это возможно?

Очевидно, что условия конкурса либо коррупционные – свой поставщик должен выиграть любой ценой, либо бездарно прописаны – заказчик получит не то, что нужно, потратит деньги и даже не сможет это оспорить.

О том, какие выходы есть, поговорим в следующий раз.

поделиться
Оставьте свой комментарий
В своем Блоге я делюсь опытом:
Собственных продаж, созданием и взращиванием компании, управлением персоналом, жизнью в бизнесе, своими воспоминаниями и размышлениями о государстве, в котором живу, и многим другим.
Буду рад, если нам с вами будет здесь интересно. Подписывайтесь!
В своем Блоге я делюсь опытом:
Собственных продаж, созданием и взращиванием компании, управлением персоналом, жизнью в бизнесе, своими воспоминаниями и размышлениями о государстве, в котором живу, и многим другим.
Буду рад, если нам с вами будет здесь интересно. Подписывайтесь!
Спасибо за подписку на мой блог.
Ждите интересный контент!
Закрыть