Какая стратегия ведения бизнеса в 2022 году была самой удачной, и к чему готовиться в 2023?

22 декабря 2022

Комментирует руководитель ГК Clever bros. Игорь Логинов:

Логинов Игорь_25.02.2022.jpg

«В течение 2021 года мы активно проводили мозговые штурмы и подготовили стратегию развития на следующие пять лет. Но наступило 24-е февраля, и уже к обеду мы понимали, что нашу стратегию мы будем вынуждены изменить. Это не значит, что выбросим все те планы и графики, проекты и задачи, которые разработали, подготовили и составили ранее, сначала только поставим на паузу, чтобы посмотреть, как будут развиваться события, и будет ли спецоперация завершена быстро.

ГК Clever bros. - российский интегратор, специализирующийся на предоставлении сервиса для бизнеса в области ИТ и печати. Наша основная задача дать возможность нашим клиентам снять с себя заботы об офисном ИТ–хозяйстве и сосредоточиться на бизнесе. Наши клиенты –представители корпоративного сегмента, которые в это время точно также замерли и смотрели, что будет дальше.

Мы понимали, что стратегию, которая была разработана на 5 лет нам не реализовать за 1 год, в отличии от компаний из сферы оборонной промышленности и ИТ-технологий в этом году или фармацевтического бизнеса во время пандемии, с огромной финансовой поддержкой от государства.

Поэтому, как только стало понятным, что спецоперация затягивается, мы, как и большинство наших заказчиков, выбрали стратегию выживания. В военное время по-другому нельзя. В годы Великой Отечественной войны все силы государства и граждан Центральной России были направлены на выживание и противостояние, а в тылах Урала и Сибири работали на фронт.

Первое, что мы сделали, сократили все возможные издержки, это касалось и работы с поставщиками, и отказа от не первостепенных задач. Мы были вынуждены приостановить все проекты направленные на развитие группы компаний, которые требовали существенных вложений. С ними трудно было расставаться, но мы понимали, либо продолжим вкладываться в то, что не принесет результатов в ближайшее время и умрем, либо переживем кризис и сохраним самое драгоценное – организацию.

Кризис в нашей отрасли заключался прежде всего в снижении спроса на товары и услуги. Заказчики отказывались от технического обслуживания и ремонта печатающей техники, когда ломался принтер у клиента, он перенаправлял печать на другой, даже в ущерб своим бизнес-процессам. В это время иностранные поставщики заявили об уходе из России, курс валют скакал и было трудно что-то спрогнозировать. Мы столкнулись со сложностями, которых еще вчера не было в давно отлаженных процессах, и были вынуждены искать новые пути, строить новые логистические цепочки, искать новых поставщиков, новые каналы для продвижения и даже новые способы привлечения клиентов.

Вторая половина 2022 года уже была направлена на адаптацию к новым реалиям, и я думаю, что первая половина 2023 года пройдет под тем же девизом. Бизнес сейчас как никогда переплетен с политикой государства. Поэтому далее все будет зависеть от развития политических событий. На мой взгляд, возможны несколько сценариев: самый оптимистичный – Европа и США отступят и откажутся от военной поддержки Украины; самый пессимистичный – война выйдет за пределы Украины; и наконец реалистичный сценарий – военные действия еще долго будут продолжаться в таком же темпе, и мы, полностью адаптировавшись к новым реалиям, продолжим искать новые решения и идеи, будем строить новые бизнес-планы и новые стратегии.

Все маски сброшены, очевидно, что участие Запада направлено на измождение России, но русские люди, закаленные войнами и революциями, не сдадутся! Будем жить!