Проблемы с госзакупками: какие выходы есть?
Первый вариант – повысить планку закупаемых товаров и услуг без конкурсов.
Это не значит отказаться от функции контроля и мониторинга, наоборот – все закупаемое занести в единый реестр потребления государственным заказчиком и сформировать средний коридор показателей цен для единой мониторинговой комиссии. У комиссии должен быть доступ к ценам покупателей и поставщиков, и если цена скачет у одного поставщика на какой-то продукт в зависимости от заказчика, то у нее должны быть полномочия уточнить причины отклонения. Конкурсы в этом случае не готовятся и не проводятся, но заказчик и исполнитель в курсе, что они под контролем и участвуют в едином рейтинге поставщиков для государства. И да, тут цена может иметь значение, но наравне с откликами заказчиков, подтвержденными реальными договорами.
Второй вариант возможен для закупок с большим бюджетом. В этом случае конкурс должен начинаться с консультаций с экспертами по подготовке ТЗ. Консультация вряд ли будет дорогой, и она может проходить по первому варианту, а далее уже будет публикация конкурса. Такой механизм в большинстве случаев отсечет недобросовестных участников.
И третий вариант – убрать с рынка профессиональных игроков конкурсов без производственной базы и ресурсов. Они выигрывают конкурсы, а потом бегают по рынку, подбирая подрядчиков.
Закончу ярким примером.
Поликлиники постоянно проводят конкурсы на закупку расходных материалов, а их сотрудники приходят к нам и заказывают картриджи за свои деньги, потому что им печатать нужно, а не на чем. Вот он конкурс по минимальной цене. А потом удивляемся, почему врачи у нас такие раздраженные.
Может настало время для изменений прямо сейчас?


Ждите интересный контент!
