Цифровая экосистема: с чего начать знакомство с термином, и какие маркеры помогут определить, что перед вами экосистемный продукт

15 сентября 2022

С чего начать знакомство с понятием экосистема? Как разобраться в потоке информации, которая появляется по ходу становления этого цифрового пространства? Как определить, что перед тобой экосистемный продукт?

На такие актуальные и непростые вопросы отвечает Валерия Килиминская, бывший руководитель отдела развития и маркетинга ГК Clever bros.

IMG_2050 — копия_cut-photo.ru (1).jpg

1.       Первые подходы к понятию экосистема

При первом подходе к не таким уж и многочисленным обзорам складывается впечатление, что экосистемы рождаются вслед за написанным контентом. Т.е. слово и мысль провоцируют дело.

При втором приближении, когда вырисовываются детали, понимаешь, что все-таки сначала появляются сами продукты, которые нацелены на стимулирование запроса у пользователей, а потом авторы обзоров начинают это все описывать и сводить концы с концами, чтобы получилась стройная концепция. Но при минимуме информации что-то им приходится домысливать.

Разрабатывать новый цифровой продукт, это идти на шаг-два впереди потребностей пользователей, или вообще придумать что-то сверхновое, а потом убедить пользователей, что ЭТО им жизненно необходимо. То есть опять все начинается с идеи. И это маркетинг в чистом виде.

2.       Так что же такое цифровая экосистема?

Это, однозначно, переосмысленный плагиат: все лучшее берем у Природы, пока что супер-архитектора жизненных пространств.

Артур Тенсли (Arthur Tansley) (15 августа 1871 — 25 ноября 1955) — британский ботаник, считается одним из первых в мире экологов.

В 1935 году в одной из публикаций он сделал важный шаг, увековечивший его имя в науке.

В работе «Правильное и неправильное использование ботанических терминов» Тенсли ввел термин «экосистема». Так он обозначил совокупность организмов, обитающих в данном биотопе, которая, по его мнению, является именно системой, с составными элементами, единой историей и со способностью к согласованному развитию.

Перефразируем этот тезис для цифрового пространства: цифровая экосистема — это согласованное развитие сообщества пользователей, цифровой среды их взаимодействия и системы коммуникаций, осуществляющей обмен продуктами и услугами и денежными средствами между ними.

«Я предлагаю рассматривать компанию не как представителя одной отрасли, а как часть бизнес-экосистемы, охватывающей множество отраслей. В бизнес-экосистеме компании совместно развивают возможности вокруг новой инновации: они работают совместно и на конкурентной основе, чтобы поддерживать новые продукты, удовлетворять потребности клиентов и, в конечном итоге, внедрять следующий раунд инноваций» - писал бизнес-стратег Джеймс Мур в статье Harvard Business Review в 1993 года. Во всем мире именно его принято считать апологетом бизнес-экосистем.

3. Маркеры, помогающие пользователю определить, что перед вами экосистемный продукт:

  • Единый ID для всех сервисов и продуктов, находящихся внутри экосистемы.

  • Бесшовные переходы в цифровом пространстве.

  • Открытость коммуникаций для решения многосторонних задач.

  • Понятная система начисления бонусов или преференций от пользования экосистемой, которые их заменяют.

  • Положительный пользовательский опыт, который сам «продает» экосистему.