Разработка программных решений: почему выгодно отдавать на аутсорс

21 апреля 2022

Когда у компании есть надежный партнер по аутсорсингу программного обеспечения, можно одновременно развивать не только свои компетенции, но и партнерские. В качестве примера можно привести нашего стратегического партнера Караби, которому мы доверяем разработку собственной ERP CBA уже более 10 лет. Директор по развитию ГК Clever bros. Елена Матюнина рассказала о том, как строится процесс передачи задач на аутсорс и осуществляется контроль за их выполнением, а также почему выгодно отдавать разработку программных решений подрядчику.

IMG_1017 — копия.jpg

- Елена Владимировна, расскажите, можем ли мы наши отношения с Караби назвать аутсорсингом разработки программного обеспечения? Как происходит постановка задач?

- Да, мы можем отнести наше сотрудничество к одному из видов аутсорсинга.

Расскажу, как в нашей компании реализован процесс передачи задач по усовершенствованию и развитию нашей корпоративной программы CBA. Когда мы с Игорем Александровичем задумываем какое-то нововведение, как правило оно связано с автоматизацией существующего бизнес-процесса или внедрением нового бизнес-процесса, мы проговариваем между собой логику процесса и определяем суть. Далее я пишу текстовый документ, так называемое «эссе на тему», где словами описываю цель, логику новой функции. Это еще не ТЗ для программиста, а вводный документ, на основе которого мы проводим совещание в формате онлайн или оффлайн с руководителем Караби Валерием Еникеевым. Мы обсуждаем подробности работы нового процесса в СВА, выстраиваем алгоритм действий пользователей в системе, прорабатываем взаимосвязь с другими БП. По результатам совещания Валерий Еникеев пишет ТЗ для программистов. Оба ТЗ размещаются в доработки, после чего процесс запускается в работу.

- Как осуществляется функция контроля доработок?

- На каждом этапе доработки присутствует функция контроля. Это необходимо, чтобы сохранить целостность системы. Мы можем поменять на ходу логику нового процесса, если он негативно влияет на другой БП или противоречит уже имеющейся логике. Перед внедрением мы обязательно тестируем новый процесс. И уже после пишем инструкцию, проводим обучение пользователей и отдаем в работу.

- Какие сроки в среднем занимает выполнение одной доработки?

- В первую очередь это всегда зависит от масштабов замысла. Если строим новый блок с нуля, то с момента возникновения идеи до результата может пройти до полугода. Если удается использовать в качестве основы уже имеющиеся в Carabi блоки, делаем это. Кастомизируем уже имеющиеся решения. Часто получается сделать это силами наших штатных сотрудников поддержки. На сроки выполнения доработок влияют так же и другие факторы: загрузка программистов и наших специалистов ИТ-поддержки на текущий момент, новизна идеи, ее востребованность среди сотрудников, заинтересованность хозяина процесса, его активное участие в продвижении доработки и т.д.

- Сфера разработки программного обеспечения – непростая. Какие подводные камни вы видите при передачи на разработку ПО?

- Конечно, как и у любого процесса, у передачи разработки ПО на аутсорс, есть свои особенности и нюансы. Например, мы можем столкнуться со сложностями, когда разрабатываем новый бизнес-процесс, направленный во внешнюю среду. Когда мы придумали Партнерский портал, на этапе описания техзадания мы предполагали, что нашему контрагенту будет удобно, потому что учитывали свой пользовательский опыт программой. Но по факту мы получили обратную связь от контрагентов «неудобно, не работает, надо вот так…». Тогда мы перестроили процесс прямо на ходу, уже не на этапе написания кода, а на моменте внедрения.

- Возникает вопрос, насколько аутсорсер должен быть погружен в бизнес-процесс компании?

- Безусловно, наши разработчики за 15 лет сотрудничества погрузились в наши процессы.

Но если говорить о старте работы с аутсорсером, то либо на стороне заказчика, либо на стороне подрядчика должен быть человек, который хорошо понимает желания заказчика и возможности исполнителя. Иногда вопрос решается привлечением стороннего специалиста – куратора проекта, системного аналитика, бизнес-аналитика.

У нас, как вы понимаете из моих ответов, три человека глубоко погружены в процесс – я, Игорь Логинов и Валерий Еникеев. Каждый из нас специалист в своем деле. Действуя сообща, мы всегда находим оптимальные решения как для нашего бизнеса, так и для разработчиков с точки зрения реализации.

- В чем вы видите выгоду таких партнерств? В сокращении временных, трудовых ресурсов? Не выгоднее ли такие компетенции развивать внутри компании?

- Одна из моих любимых фраз «договор между двумя юридическими лицами всегда лучше регулирует отношения сторон, чем трудовой договор с сотрудником». С человеком в штате больше рисков: он может заболеть, пойти в декрет, найти другое место работы, переехать, не получить вовремя апгрейд своих знаний, уйти в другую профессию. Знания, инструменты, взаимодействия, сосредоточенные в одних руках, с уходом сотрудника пропадают, и в компании образуется пустота, заполнить которую будет долго, дорого и не на 100% возможно. Да и попробуйте найти такого демиурга, чтобы он на разных языках программирования писал и при этом еще понимал и бухгалтерский учет, и управленческий учет, и производственный процесс, и логистику. Такой специалист будет обходиться компании дороже топовых руководителей. И я считаю, завязка на одного сотрудника для компании неприемлема. В компании не должно быть незаменимых людей, если речь идет не о собственнике бизнеса, конечно.

Еще хочу отметить: бывают всплески в разработке, когда пишутся несколько проектов одновременно, бывают затишья, когда проекты внедряются и разработка не требуется. В этом случае в штате не нужен человек на постоянной основе, так как это экономически нецелесообразно. Аутсорсинг в таких случаях оптимальное решение, и мы в ГК Clever bros. выбираем аутсорсинг!