Опыт других стран и компании-пионеры в аутсорсинге

7 февраля 2022

США

Самая развитая страна по вопросу использования аутсорсинга - США. В Соединенных Штатах аутсорсинг получил свое развитие в 1930-х годах в автомобильной промышленности в период противостояния Ford и General Motors.

В 1923 году во главе General Motors встал Альфред Слоун, и его основной задачей было вернуть компании было величие. Он предложил систему аутсорсинга — узкопрофильные производства и система управления передаются в руки специализированных организаций.

За 2,5 млн долларов в General Motors была внедрена уникальная на тот момент система SSC или Единый центр обслуживания. Основная сумма ушла на приобретение старейшего в США провайдера Electronic Data System (EDS), занимавшегося полным комплексом услуг по созданию, поддержке и обслуживанию корпоративных информационных систем.

В результате данного внедрения Альфреду Слоуну удалось не только догнать, но и значительно обогнать своего конкурента Ford. Позже в американская компания тоже пришла к этой модели бизнеса, но решительное лидерство уже было утрачено.

Если вернуться к цифрам, по данным компании, Electronic Data System сэкономила для General Motors более 4 млрд. долларов в год, взяв на себя сопровождение всех информационных потоков корпорации.

Согласно данным Американского Института аутсорсинга, 89% предприятий в США делегируют свои бизнес-функции внешним поставщикам услуг. Лидируют в списке аутсорсинг IT-инфраструктуры, call-центры и аутсорсинг бухгалтерских услуг.

Европа

Но США не единственная страна, которая оценила аутсорсинг. Принято считать, что на ровне с Соединенными Штатами юридические компании Великобритании стали оказывать консультации и услуги для своих партнеров. Сложная система правосудия, основанная на прецедентах, позволила применить аутсорсинг, так как требовалось привлечение высоко квалифицированных специалистов.

Классический пример можно также найти в автомобильной промышленности. Около 30% комплектующих немецкий производитель BMW поставлял английской компании Rolls Royse.

Согласно данным Eurostat, на сегодняшний день в Германии 87% предприятий применяют аутсорсинг, во Франции – 88%, в Лихтенштейне – 94%. В среднем по Европе к аутсорсингу прибегают 83% компаний.

Япония

В стране Восходящего солнца аутсорсинг активно используют для обучения персонала, управления системами информации, бухгалтерских расчетов, научных исследований и во многих других сферах. Аутсорсинг занимает в Японии от 30 до 40% оборота персонала.

Россия

Идея аутсорсинга не нова для России. В СССР существовали тресты столовых — объединения отдельных компаний, которые обеспечивали питания на советских предприятиях. Но современные формы аутсорсинг приобрел только после распада СССР с переходом на рыночную экономику в 1990-е годы.

Сначала это были частные охранные агентства и рекламные агентства. С конца 90-х стали востребованы заказы на разработку сайтов, информационное и техническое сопровождение компаний. На сегодняшний день услуги аустсорсеров есть во многих нишах – в строительстве, клининге, юриспруденции, бухгалтерии, медицине, промышленности и конечно в PR, маркетинге, HR и ИТ.

Согласно результатам опроса, проведенного среди руководства российских компаний, 58% респондентов считают, что аутсорсинг пока не имеет достаточного развития в России. Но более 80% руководителей отечественных предприятий намерены использовать аутсорсинг в ближайшее время или в среднесрочной перспективе.

22.jpg

Популярность ИТ-аусторсинга и формирование внешних ИТ-отделов

Компании все чаще начинают передавать аутсорсерам функции своих ИТ-отделов по обеспечению инфраструктуры офисов.

Во-первых, в условиях современной экономики, все больше организаций превращается в ИТ-компании. Здесь примеры банков, таксопарков, сервисных компаний.

Во-вторых, по мере развития цифровой трансформации и digital-процессов роль ИТ-отдела в компаниях возрастает. На первое место выходит желание фокусироваться на вопросах развития и профильных задачах бизнеса, которые приносят прибыль и престиж. А значит нужно освободить ИТ-отделы для создания стратегий, сервисов будущего, необходимых для обеспечения деятельности компании.

Таким образом, все технические задачи по ИТ активно передают на аутсорс, и специализированные компании становятся «внешними ИТ-отделами». А компании взамен приобретают надежность и гибкость своего бизнеса.