Какие вопросы поставил перед всем миром 2022 год?

26 декабря 2022

Развернутый комментарий руководителя ГК Clever bros. Игоря Логинова об итогах года в сфере печати и не только.

IMG_0381_cut-photo.ru-min.jpg

2022 год – непростой, но интересный. Разберем все по порядку.

Уход вендоров с российского рынка и статистика на рынке печати

После начала Специальной военной операции (СВО) на Украине многие иностранные производители техники либо приостановили поставки принтеров в Россию, либо ушли с рынка. О приостановке поставок заявили HP, Xerox, Canon, Ricoh, Epson. В августе американская корпорация Lexmark продала свое российское подразделение компании «F+ imaging».

В ответ на заявления иностранных компаний Минпромторг опубликовал перечень продукции, разрешенной к ввозу по схеме параллельного импорта, куда вошли все вышеперечисленные бренды.

По данным ITResearch к концу 3 квартала 2022 года на рынке печати в России следующая статистика:

1 место – китайский производитель Pantum – 53% (в прошлом году было всего 16%).

2 место – американская компания HP – 21% (в прошлом году было 36%).

3 место – японские компании Epson, Canon и Brother - 4-5% (в 2021 году у Canon и Kyocera — по 10%).

В декабре Минпромторг заявил об исключении из списка товаров для параллельного импорта японского бренда Kyocera в связи с тем, компания официально возобновила поставки печатающих устройств. Но в японской компании возобновление поставок в Россию опровергают с комментарием, что «компания лишь дораспродает остатки со склада». При этом представитель российского офиса Kyocera подчеркнул, что поставки тонер-картриджей и запчастей для техники в Россию не останавливались.

Что же происходит на рынке печатающей техники в России?

В конце прошлого тысячелетия печатающая техника появилась в офисах России в качестве элемента статуса и декора. Принтеры довольно быстро стали вытеснять печатающие машинки и стали неотъемлемой частью офисного пространства и быта, элементом большинства бизнес-процессов организаций. Иметь принтер было модно и удобно, и этим, конечно, воспользовались маркетинговые службы. О чем я?

Печатающая техника конца 1990-х и начала 2000-х работает до сих пор, например, нашему принтеру на производстве 20 лет, он уже трижды переработал свой заявленный потенциал. Техника, которая была произведена 10 лет назад, уже не вся может похвастаться таким качеством, а из устройств, которым менее 5 лет, зачастую уже не работает.

И вот 2022 год, новый поворот – резкий уход вендоров. Мы привыкли к выбору среди производителей, все эти годы собирали статистику по печатающим аппаратам, и вдруг столкнулись с заявлениями о прекращении или приостановке деятельности в России. Можно как угодно аргументировать свой уход, но мы живем в рыночной экономике, и безусловно это не просто санкции, это настоящие военные и даже, на мой взгляд, террористические действия, подрывающие бизнес-процессы и стандарты. Это болезненно для бизнеса, но он адаптируется, выберет несколько путей для выхода из кризиса и сделает все, чтобы себя спасти.

Пути решения для бизнеса

  • Сокращение объемов печати

Мы привыкали к интенсивному росту объемов печати, производства бумаги и количества печатающих аппаратов. Но в современном мире с учетом использования системы электронного документооборота (ЭДО) практически любая организация может снизить объемы печати в разы. Внедрение ЭДО нужно поддерживать.

  • Альтернативные поставщики

Отказ ключевых игроков от поставок в Россию привлечет новых производителей. Уверен, что Китай, Индия, Иран, страны Латинской Америки воспользуются моментом и постараются занять часть ниши. Российский рынок – интенсивно развивающийся рынок с увеличением производственных и интеллектуальных мощностей. Да, сейчас Россию вынудили сделать шаг назад, но сделала она это только для того, чтобы дальше прыгнуть. Бизнес адаптируется к новым реалиям и самое главное, что тем вендорам, которые подвели организации – доверия не будет. Например, недавно российскому представительству HPE Арбитражный суд Москвы вынес решение о возвращении интегратору «Комплит» 38,7 млн руб. за нарушение контрактов и невыполнение обязательств. Между компаниями были заключены соглашения техобслуживания оборудования целого ряда российских организаций, таких как «Мегафон», «Московский метрополитен», «Петербургский метрополитен», «Тихвинский вагоностроительный завод» и строительно-девелоперская группа «Эталон».

Экономическая война против России

Я не думаю, что западные страны не отдают отчет, что они делают. Они ведут экономическую войну против России всеми возможными средствами. Не исключено, что кто-то из вендоров передумает, например, у японского бренда Kyocera, который активно завоевывал свои позиции, вытесняя HP, есть сейчас возможность не уподобляться другим и усилить свои позиции. Решится ли компания на это? Посмотрим.

Время покажет, может ли политика задавить и задушить бизнес?! И если крупнейшие производители заявят, что не готовы уходить, как например, из проекта «Сахалин-2», то есть шанс исправить ситуацию.

Какие уроки преподнес миру 2022 год, и что будет дальше?

В 2022 году произошло не просто столкновение России и Украины, а противостояние многополярного мира и замаскированного под демократию фашизма, попытка тотального уничтожения традиционных ценностей. Только представьте, фашизм может победить во всем мире…

Вот стена, в которую мир уперся, и нужно делать выбор, остаться в том пространстве, которое тебе навязывают, или выйти за пределы и не позволить чуме XX века взять верх в веке XXI.

В 2022 году Россия сделала свой выбор – быть свободной в своем выборе. Россия не будет строить другой мир, не хочет ничего никому навязывать, но будет защищать свою историю, традиции, свой русский мир.

Сейчас слишком много лжи и фейков. И если посмотреть шире, то идет не просто борьба России и Украины, а правды против лжи. На белое говорят черное и наоборот. Но добро, я уверен, победит. Будем жить!