Как изменились экологические инициативы бизнеса после пандемии и с началом СВО?

15 ноября 2022

«Потом пришла война, и было чем заняться». © Ликвидация

355814-likvidaciya.jpg

Интервью с Игорем Логиновым о возможностях и дальнейшем развитии экологических инициатив в России.

- Как деятельность группы компании Clever bros. помогает экологии?

ГК Clever bros. занимается обеспечением бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры бизнеса. Одним из основных направлений нашего бизнеса является восстановление картриджей для принтеров. Восстановление картриджей отвечает запросам времени по вторичному использованию ресурсов и бережному отношению к экологии. Картриджи для принтеров при захоронении разлагаются более 200 лет, нанося природе существенный ущерб. Не утилизируя их правильно, мы наносим вред экологии и себе.

В 2014 году у здания нашего офиса в Санкт-Петербурге мы организовали собственный экопункт – установили контейнер для сбора отработанных картриджей. Картриджи мы принимаем бесплатно и сортируем их по 2 категориям – пригодные и непригодные для восстановления. Первые – восстанавливаем и повторно используем, вторые разбираем и сдаем во вторичную переработку: отдельно пластик, металл, тонер. На данный момент мы сотрудничаем с экологическими организациями, и наши контейнеры есть в 4 городах России – Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже и Ростове-на-Дону. За 2021 год мы приняли – 4953 картриджа, восстановили – 847 картриджей (17%).

- Как сейчас чувствует себя бизнес? Что принципиально изменилось в деятельности компании в этом году?

На мой взгляд, все кризисы, которые в последнее время происходят в России и в мире, это в том числе и ответ природы на неправильное отношение к экологии – чрезмерное потребление человека и перепроизводство ненужных, вредных продуктов. Жертвы в конфликтах, последствия кризисов – это страшно, но как еще человеку объяснить, что он слишком много потребляет? И как его остановить? Безусловно, лучший способ – сделать дорогим то, что имеет большую ценность для природы или наносит ей существенный вред.

- Какие возможности для решения появившихся проблем вы видите?

Например, потребление электроэнергии может быть более экономным. Вспоминаю свое детство и армию, где в казарме нормой была температура 18 градусов, и мы чувствовали себя отлично. Сейчас у нас в квартире 23 градуса, и все члены семьи мерзнут. Так может мы просто стали потреблять лишнее, причем речь не только об электроэнергии, но и об излишней одежде и других товарах, без которых человек может обойтись.

Что делает ГК Clever bros.? Мы восстанавливаем картриджи, ремонтируем печатающую технику, продлеваем жизнь рабочим автоматизированным местам и т.п., таким образом повышая срок эксплуатации и снижая количество покупок новой техники и расходных материалов к ней.

Если можно сберечь технику, лучше ее сберечь, а отправить на свалку любой принтер или компьютер должно быть для бизнеса дорого. Тогда покупки становятся более осмысленными. Мы в ответе за то, что мы потребляем.

Также производитель должен нести ответственность за то, что производит. Все, что производится и требует дальнейшей переработки, должно включать стоимость этой самой переработки.

То есть, если мы производим те упаковки, которые нельзя переработать, например, пластиковые одноразовые лотки из вспененного и ударопрочного полистирола для нарезки колбас, сыров и других продуктов, то и цена на такую упаковку должна быть с учетом стоимости утилизации. Покупка продукции в нарезке на подложке из вспененного полистирола должна стать не выгодной потребителю, и тогда бизнес предложит альтернативу более экологичную.

Это касается и той продукции, что въезжают на нашу территорию, потому что основную массу неэкологичных товаров мы не производим, а привозим. Нужно регулировать цены на въезде с помощью дополнительных налогов. Если совместимый картридж, который приезжает из Китая, стоит 2 доллара, а его переработка – 16 долларов, то этот картридж должен стоить 18 долларов, а не 2. И тогда, выбирая совместимые картриджи, потребитель будет платить бизнесу за их переработку. А затем посчитает и вероятно остановит свой выбор на восстановлении картриджей. Это будет и выгоднее, и экологичнее, снизит нагрузку на экологию и бизнес, добавит налогов в казну России, а не Китая.

- Как удается адаптироваться к новым реалиям? Открылись ли какие-то новые возможности в этом году?

Скорее больше возможностей закрылось. Как говорил мой любимый герой из сериала Ликвидация: «Потом пришла война, и было чем заняться». На данный момент государству не до пиара экологии. Но те механизмы, которые были запущены, они продолжают работать. Это касается и эмоционального настроения у ответственных жителей планеты, и строительства заводов по переработке, и привычке сортировать мусор.

Мы свои инициативы, которые были запущены ранее, не останавливаем, продолжаем говорить о том, что ответственность бизнеса в части экологии должна быть очень высокой. Войны и пандемии пройдут, государство вернется к вопросу экологии и продолжит стимулировать развитие ответственности у бизнеса, и это не дань моде – это реальная необходимость, человек в ответе за то, что останется после него.

- Как вы видите свое дальнейшее развитие? На что ориентируетесь при построении своих планов?

Мы ориентируемся на молодежь, которая заряжена вопросами экологии, на их новые идеи и энтузиазм.

На самом деле все начинается с каждого из нас, и многого от нас не требуется. Если можно не печатать, то картридж лучше не покупать; если нужно печатать, то картридж можно восстановить, а не выбрасывать; если восстановить картридж нельзя, то нужно передать его для правильной утилизации, когда отдельные его части пойдут в повторное использование. Это касается и принтеров, мониторов, ламп, книг и т.д.

- Возможно, вы могли бы рассказать на конкретном примере, как научились решать возникшие за последние месяцы проблемы? Чей опыт для вас был полезен?

Для меня был особенно полезен опыт экосистемы Госуслуги, которая наглядно демонстрирует, как государство стремится к тому, чтобы уменьшить энергетические затраты людей на оказание и получение услуг. Уменьшается количество бумажного документооборота, мы меньше тратим времени на очереди в госучреждениях и на дорогу к ним, меньше зданий строится под государственные организации, разве это не экологично? Это то, что заряжает меня.

Мы стараемся применить такие принципы в организации. За 5 месяцев перевели более 500 контрагентов на электронный документооборот (ЭДО), что может не так существенно уменьшило затраты на бумагу, но вот затраты на доставку документов, которые составляли 20% от всех наших пунктов, мы исключили! Это огромное достижение нашей системы и государства, которое надо приветствовать, развивать и стимулировать.

- Какие управленческие и другие нововведения планируете внедрять или хотели бы внедрить в ближайшее время?

Мы хотим продолжить в том же духе и не останавливаться на достигнутом. Однажды сотрудник пришел с идеей организовать сбор отработанных картриджей, и так появился наш проект «Эко-контейнер». Уверен, новые идеи придут с новыми людьми, и мы будем их реализовывать!