Что пользователи знают о цифровых экосистемах?

19 сентября 2022

Как показывает наш приватный опрос – практически ничего.

Сначала при ответе на заданный вопрос – удивление, потом – «ну это…., что-то с природой, с Землей связанное»; потом, когда начинаешь объяснять, о чем идет речь – «ааа, ну да, я же пользуюсь Яндексом, Сбером» и т.п. И это при том, что экраны и мониторы заполнены рекламными роликами о разнообразных экосистемах.

Результаты опроса представлены в фото.

1.png

2.png

3.png

5.png

На вопрос, «Что вам нравится в этих экосистемах?» самые замечательные ответы:

  • Удобство, единая система начисления бонусов

  • Все сервисы в одном месте

  • Вариативность подписки (например, есть семейная на несколько аккаунтов).

  • Синхронизация между устройствами.

  • логичность и широта возможностей

  • В Госуслугах экономия времени: если раньше было так проблемно получать загранпаспорт, то сейчас пришёл к назначенному времени, оплатил пошлину со скидкой на сайте, затем забрал загранпаспорт. Удобно.

  • В Яндексе нравится система бонусов, когда пользуешься сервисами по просмотру фильмов, службой такси и музыкальной колонкой Алиса.

  • Озон - я вижу удобство и экономию времени за счёт того, что всегда можно выбрать удобный пункт в двух шагах от дома. И доставка через Ozon дешевле, чем через СДЭК, когда оформляешь заказы в маленьких магазинчиках из других городов.

  • Поиск

  • Скорость работы, простота использования

  • Соответственно у Apple полная синхронизация устройств и учетной записи на устройствах у ВК и Сбера также привязка всех приложений к единому аккаунту, дополнительные скидки и кэшбеки

  • Удобство, обслуживание, экономия времени

  • Чувство принадлежности к чему-то интересному, полезному и удобному.

О том, что такое экосистема, и как определить, что перед тобой экосистемный продукт, в материале Валерии Килиминской в блоге>>>

Возникает логичный вопрос - обязательно ли пользователям знать, что они находятся внутри экосистемы?

Абсолютно нет. Пользователь просто выбирает максимально удобную для себя среду онлайн-обитания. Это может быть набор различных элементов из нескольких «сред обитания», и далее, в процессе использования, ненужные, случайные элементы отваливаются, приходит или не приходит осознание того, что твоими действиями кто-то руководит, и если тебе удобно такое руководство, ты остаешься под его протекцией.

Логично, что сами экосистемы на неконкурентных участках будут объединяться в ту же «партнерскую сеть» за толику малую для того, чтобы не терять пользователя. Например, Сбербанк и Mail.ru Group объявили о создании совместной O2O-платформы онлайн-сервисов доставки еды и такси. «Яндекс» в альянсе с Uber, например, предоставляет цифровую оболочку, а сами услуги такси предоставляют транспортные компании, работающие в этой агломерации

На рынках В2В все сложнее: здесь надо перешагнуть через предубеждение, что конкуренты заманивают тебя в свои «сети».

Появившееся лет семь назад движение «Партнерские сети» частично уже приучили бизнесы больше доверять друг другу и видеть выгоду от партнерства, когда в разных городах присутствия мы обслуживаем клиентов руками наших конкурентов-партнеров.

Есть ли смысл развивать собственные экосистемы на фоне мировых брендов, обсудим в следующем материале.