ЭДО: экономия не для всех
Концепция «безбумажного офиса» сегодня заявляется как наиболее удобный, эффективный и безопасный способ обмена юридически значимыми документами, позволяющий существенно сократить расходы на печать. Согласно исследованиям Hewelett-Packard, среднестатистическая компания тратит на печать в среднем 6% своей прибыли. То есть 60 тысяч рублей с каждого заработанного миллиона. Многие крупные компании уже успели оценить преимущества ЭДО. Но не всегда то, что хорошо для «гигантов», также эффективно будет работать для малого и среднего бизнеса.
Традиции и инновации
Результаты интернет-опроса офисных сотрудников в США, Великобритании, Бразилии и Испании, проведенного аналитической компанией InfoTrends, подтверждают общий тренд к постепенному переходу на электронный документооборот. Две трети респондентов сообщили, что их компания предпринимает меры для автоматизации бизнес-процессов, связанных с бумажными документами. Однако в этом же исследовании выяснилось, что многие молодые люди в возрасте от 18 до 29 лет совсем не против продолжать распечатывать рабочие документы и не собираются сокращать их объемы. По мнению офисных пользователей, 60% распечатываемых ими материалов очень важны. Также участники опроса указали, что на поиск нужных им электронных документов уходит в среднем 36 минут, в то время как бумажный находят быстрее - за 20 минут. Это противоречит распространенному доводу об оперативном превосходстве электронного документооборота. Многие россияне вообще пока еще не готовы доверять хранение важных документов какому-то виртуальному серверу, предпочитая держать на руках бумажную копию. По крайней мере, при необходимости, с ней можно идти в суд. Особенно это актуально, если речь заходит о трудовом соглашении или договорах купли-продажи.
ЭДО с подстраховкой
Стоит сразу разделить внутренний и внешний документооборот. С внутренним, по большому счету, все понятно, и многие компании уже внедрили подобные практики у себя. Хотя, чаще обмен значимыми внутренними документами происходит не через защищенные специализированные сервисы, а через корпоративные чаты, форумы, мессенджеры и группы в соцсетях. Конечно, это не настоящий электронный документооборот, зато обмен договорами, счетами, приказами и прочей информацией осуществляется очень оперативно. Реже компании прибегают к специализированному ПО и защищенным сервисам, а также регистрируют электронные подписи для всех своих сотрудников. Если учесть также расходы по обучению персонала и внедрению практики - удовольствие не из дешевых. В целом, внутренний электронный документооборот в любом его виде – больше «оперативность в тренде», нежели возможность реально сократить бюджет на печать. Несмотря на все удобство и почти безграничные возможности электронных сервисов, многие документы по-прежнему дублируются в бумажном виде. Даже самые крупные компании не готовы отказаться от массивных папок личных дел сотрудников и бланков с живой подписью.
«Золотая» макулатура.
ЭДО (он же EDI - Electronic Data Interchange, т.е. электронный обмен данными) – стал настоящим спасением для крупных компаний с ежемесячными объемами печати в сотни тысяч копий. Можно предположить, сколько тратил гигант розничной торговли «Х5 Retail Group» («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель») на печать и обработку документов до перехода на ЭДО. Сотни поставщиков, тысячи магазинов по всей стране. Только счетов-фактур собирали 1,5 млн. за 1 месяц. Компании приходилось использовать для хранения документов склады размером с приличный стадион. Учитывая многомиллиардные обороты X5 Retail, по 6%-ной формуле HP на печать здесь ежегодно уходил бюджет небольшого российского городка. «X5 Retail Group» перешла на ЭДО в период с 2013 по 2014 год и экономит миллионы рублей ежегодно. При этом ретейлер «прогнул» своих поставщиков, обязав их поголовно внедрять электронный документооборот у себя. И не для всех это инновационное решение оказалось также выгодно, как торговому гиганту.
Инвестиции без периода окупаемости
Переход на ЭДО сводится к 4 шагам:
- Выбор EDI провайдера и внедрение системы.
- Покупка и поддержка специализированного ПО.
- Обучение персонала.
- Регистрация электронных подписей, если их ещё нет.
ЭДО or not ЭДО?
Чтобы определиться, стоит ли внедрять у себя электронный документооборот, необходимо ответить на несколько простых вопросов:
- Ежемесячный документооборот вашей компании измеряется сотнями тысяч страниц?
- Затраты, связанные с хранением архивных документов серьезно увеличивают расходную часть бюджета вашей компании?
- Все ваши партнеры и контрагенты уже внедрили у себя ЭДО?
- Вам необходима максимальная оперативность пересылки документов, сколько бы это ни стоило?
- Вы «ЗА» модернизацию рабочих процессов в любых ее проявлениях?
- Хотите оптимизировать свои затраты?
- Упростить процесс печати?
- Для вас важно управлять своими расходами?
- Вам необходима организация стабильной и бесперебойной печати?
- Хотите освободить сотрудников ИТ-отдела от решения «печатных» задач?
При всех перспективах, системы электронного документооборота еще только в начале своего становления. Когда EDI провайдеры снизят стоимость 1 документа до 2 – 3 рублей (при ежемесячном «обороте» 1000 бумаг), то производителям оргтехники придётся затянуть пояса. Но в ближайшие годы кардинальных перемен ожидать все-таки не приходится.Игорь Логинов, генеральный директор ООО «ВЕНЕТА СИСТЕМ»