3 «кита», на которых держится искусственный интеллект

13 ноября 2023
На основе опроса и исследований рассказываем, что такое ИИ, где его используют и что было до.
Нейросети, глубокое обучение, искусственный интеллект (ИИ) – одни из самых обсуждаемых тем сегодня. Уже сейчас понятно ИИ – это нечто выдающееся, готовое перевернуть мир. Мы в ГК Clever bros. тоже не отстаем от трендов, тестируем чат GPT и другие приложения, чтобы посмотреть возможности искусственного интеллекта, поэтому сегодня расскажем все, что узнали.

3 «кита», на которых держится искусственный интеллект

Начать, конечно, хотим с определения.
Искусственный интеллект — это имитация процессов человеческого интеллекта машинами, особенно компьютерными системами. Это технология, с помощью которой машина решает задачи по заданным алгоритмам.
В материале «Что представляет собой Искусственный интеллект?» Эд Барнс объясняет, что программирование ИИ фокусируется на трех когнитивных навыках: обучении, рассуждении и самокоррекции.
  1. Процесс обучения состоит из сбора данных и создания правил (алгоритмов) того, как превратить данные в полезную информацию. Алгоритмы предоставляют вычислительным устройствам пошаговые инструкции по выполнению конкретной задачи.
  2. Процесс построения рассуждения заключается в выборе правильного алгоритма для достижения желаемого результата.
  3. Процесс самокоррекции предназначен для постоянной тонкой настройки алгоритмов и обеспечения максимально точных результатов.

Что было до? Волны восторга и «зимы» ИИ

Развитие искусственного интеллекта уже можно разделить на определенные периоды в истории исследований, которые прежде всего были связаны с увеличением и уменьшением финансирования.
Термин «Зима искусственного интеллекта» был введён двумя ведущими исследователями в области ИИ Роджером Шэнком и Марвином Мински в 1984 году по аналогии с термином «ядерная зима». Ученые предупредили бизнес-сообщество, что энтузиазм в отношении направления вышел из-под контроля, и что за ним последует разочарование, иллюстрацией которого послужила «первая зима», пережитая в 1970-х годах.
Направление ИИ прошло несколько циклов, сопровождавшихся повышенным ажиотажем, сменяющихся «зимами» — разочарованием, критикой и последующим сокращением финансирования, а затем возобновлением интереса несколько лет или десятилетий спустя.

  • Первая волна восторга - 1956-1974 гг.
Написаны первые нейронные сети и восприятия, первые попытки машинного перевода.

  • Первая «зима ИИ» - 1974-1980 гг.
Ограниченная применимость ИИ приводит к сокращению финансирования в США и за рубежом.

  • Новая волна восторгов по ИИ - 1980-1987 гг.
Появляются экспертные системы, представляющие человеческие решения в форме «если-то». Финансирование увеличивается.

  • Вторая «зима ИИ» - 1987-1994 гг.
Ограничения рассуждений «если-то» становятся более очевидными.

  • 1994-настоящее время
Медленный, но неуклонный прогресс. Вычислительная мощность увеличивается, алгоритмы улучшаются, все большее количество людей используют приложения и другие алгоритмы ИИ.

Опрос: «Как пользователи воспринимают Искусственный интеллект».

Как и в случае с цифровыми экосистемами мы решили провести опрос среди сотрудников ГК Clever bros., чтобы оценить, что пользователи знают об ИИ, как относятся к внедрению и чего опасаются.

8.11.2023 Clever bros_корпоративный журнал_Be Clever #14_2023_page-0004.jpg

Вы пользуетесь возможностями ИИ? Приведите примеры:

  • GPT и Midjourney
  • Чат-боты, музыка из "предложки", работа с почтой
  • Наш CleverBot Вера
  • Да, бывало. В основном, для баловства, но и серьезные задачи можно решать при помощи ИИ
  • Да, в работе с текстом и изображениями
  • Мы веселимся с Кардински (аналог графического ИИ от сбера) и с чат GPT
  • Когда нужно видео иностранного контента, нейросеть может делать перевод
  • Нечасто. Любой современный телефон обрабатывает фотки при фотографировании с использованием ИИ.
8.11.2023 Clever bros_корпоративный журнал_Be Clever #14_2023_page-0004 (1).jpg

Сегодня возможности ИИ действительно используются во многих сферах жизни и деятельности человека. Поэтому ответы в опросе мы бы хотели объединить в более полный список:

  • Обработка языка
Программы понимают любую человеческую речь - устную, письменную, печатную, преобразуют ее или переводят с одного языка на другой.

  • Игровые схемы
В стратегических играх (шахматы, шашки) машины просчитывают ходы, составляют план действий, выбирают лучшее решение.

  • Анализ окружающей среды
В квадрокоптерах и роботах-пылесосах установлены датчики, которые сканируют поверхности, пространство, температуру воздуха. Еще они могут отслеживать изменения в окружении и адаптироваться к ним.

  • Управление финансами
ИИ умеет анализировать все, что связано с денежным потоком: от целого рынка до личного бюджета. Для последних используются мобильные приложения, которые считают доходы, расходы и выстраивают их динамику.

А еще:
  • транспорт – контроль расхода энергии, оплата проезда и др.;
  • автопром – разработка самоуправляемых автомобилей и улучшение безопасности на дорогах;
  • телефонные службы, колл-центры, техподдержка;
  • блок HR – привлечение сотрудников, обратная связь и обучение;
  • медиа – планирование и публикация новостей, постов, статей;
  • медицина – диагностика заболеваний и прогнозирование исходов лечения;
  • тяжелая промышленность – предприятия, на которых слишком опасная или тяжелая для человека работа.

Во второй части материала рассмотрим следующие вопросы:

  • ИИ может выполнять задачи лучше, чем люди?
  • «Верхушка айсберга» или какие опасения вызывает развитие ИИ?
Материал подготовлен руководителем отдела развития и маркетинга Анастасией Погожевой на основе статей их Хабра, РБК, VC.ru, Онлайн-журнала FiveF, Википедии и др.